В этой статье мы расскажем, что такое автомобильный аккумулятор и в чем отличие EFB-батарей, подскажем, в какой последовательности снимать клеммы, как проверить состояние аккумулятора, подготовить его к зарядке и сколько времени заряжать, А также подскажем, как открыть авто при севшем аккумуляторе, и дадим совет для выбора лучшей АКБ для своей машины.
Аккумулятор: что это такое простыми словами
Автомобильный аккумулятор – это устройство, подающее электрический ток к электроприводу, запускающему двигатель автомобиля, и питающее его бортовую систему. Аккумуляторная батарея может не только хранить и подавать электроэнергию, но и накапливать ее, а также выдерживать многократные циклы перезарядки.
АКБ представляет собой герметичный корпус, заполненный электролитом, в который помещены электроды с противоположной полярностью. Происходящие между ними химические реакции обеспечивают работу устройства.
EFB аккумуляторы: что это?
Аккумуляторные батареи EFB типа (Enhanced Flooded Battery) благодаря улучшенной технологии изготовления устойчивы к большому количеству циклов заряда и разряда. В отличие от обычных свинцово-кислотных устройств у них:
- Существенно меньший объем залитого жидкого электолита.
- Большая толщина свинцовых пластин, защищенных специальной пленкой, металлической сеткой или усиленных штампованной обрешеткой. При этом каждая пластина помещена в сепарирующий конверт из специальных волокон.
- Оптимизированный состав свинцовой массы, обладающий низким внутренним сопротивлением, позволяет сократить энергопотери и уменьшить нагрев батареи при зарядке.
- Благодаря прочным соединителям пластины лучше защищены от вибрации.
Какую клемму снимать первой с аккумулятора
Чтобы избежать короткого замыкания и повреждения батареи, в первую очередь снимайте с аккумулятора автомобиля минусовую клемму (черную), и лишь затем, плюсовую (красную).
При подключении АКБ действуют в обратной последовательности.
Как проверить аккумулятор
Если вы решили своими силами оценить работоспособность аккумулятора, то для начала проведите его визуальный осмотр. Проверьте надежность креплений, фиксирующих устройство под капотом, а также состояние подключаемых проводов и соединений (посмотрите, нет ли на них окислов и повреждений). Убедитесь, что на корпусе нет подтеков, разводов, трещин, вздутий и иных дефектов.
При помощи мультиметра можно оценить емкость, напряжение и уровень зарядки аккумуляторной батареи. Важно действовать последовательно и соблюдать полярность при подключении тестера к аккумулятору.
Емкость аккумулятора
Чтобы оценить емкость АКБ, необходимо:
- Ослабить плюсовую клемму, отключив тем самым батарею от генератора.
- Подключить к аккумулятору нагрузку (например, лампочку 40Вт/12В).
- Через 3-5 минут отключить нагрузку и замерить напряжение тестером. У рабочей аккумуляторной батареи показатель будет больше 12.4 В, а у изношенной (с недостаточной емкостью) – меньше.
Напряжение
Выберите режим работы мультиметра, позволяющий измерять постоянное напряжение. После этого подключите соответствующие щупы тестера к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора.
- Если при работающем двигателе авто напряжение батареи составляет менее 13 В, очевидно, что генератор не может зарядить АКБ до требуемого уровня.
- Значения выше 14.2 В говорят о том, что в следствие недостаточного заряда аккумулятора, генератору приходится работать с большей нагрузкой.
- Оптимальными считаются показания в промежутке от 13.5 до 14 вольт.
Уровень заряда
Чтобы получить корректную информацию об уровне заряда аккумулятора, необходимо снять его с авто за 6 часов до произведения замеров. По прошествии этого времени можно приступать к проверке.
Для начала переведите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения. При этом установите максимальное значение примерно в 20 В. Затем подключите щупы к соответствующим клеммам АКБ.
- Если аккумулятор на 12 В выдаст напряжение в диапазоне от 12.5 до 13.2 В – он находится в отличном рабочем состоянии.
- Значения от 11 до12 В говорят о необходимости зарядки АКБ и поведении ее повторной проверки.
- А показания ниже 11 В свидетельствуют о критической неисправности аккумуляторной батареи.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Перед началом зарядки аккумулятора в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии на нем видимых повреждений (вытекающего электролита, трещин или сколов на корпусе, а также вздутия). Поврежденную АКБ заряжать противопоказано, так как это может привести к созданию опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Если батарея, занесенная с улицы, холодная, лучше подождать некоторое время, чтобы она согрелась до комнатной температуры. Тогда процесс зарядки пройдет быстрее и эффективнее.
Исправную батарею необходимо очистить от грязи при помощи мягкой тряпки, смоченной в содовом растворе, который нейтрализует кислоту. При необходимости, наждачкой или металлической щеткой зачистить окисленные клеммы. Не забудьте открыть стравливающую заглушку газоотвода или выкрутить крышки емкостей, чтобы избежать накопления испарений внутри аккумулятора. Проверьте уровень электролита в обслуживаемой АКБ (он должен закрывать свинцовые пластины) и, если это необходимо, долейте дистиллированной воды. Старайтесь не допускать проливания кислоты (не трясите и не переворачивайте устройство).
Прежде чем готовить аккумулятор к зарядке, позаботьтесь об охране своего здоровья. Наденьте защитную одежду и резиновые перчатки, чтобы надежно прикрыть кожу. Всегда используйте специальные очки или маску для защиты глаз и лица. Заранее подготовьте 10% раствор соды, чтобы обезвреживать электролит, попавший на кожу. Если раствора не оказалось под рукой, ожог можно промыть большим количеством проточной воды. После работы с АКБ тщательно вымойте руки с мылом.
Важно правильно выбрать место, где будет заряжаться автомобильный аккумулятор. Учтите, что при испарении электролита воздух загрязняется токсичными веществами, поэтому квартира – не лучшее решение. Помещение должно быть сухим, хорошо проветриваемым и достаточно теплым. Необходимо исключить наличие поблизости включенных электроприборов и других возможных источников искр и огня, так как в процессе химических реакций выделяется, в том числе, водород.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
При помощи зарядного устройства, преобразующего переменный электрический ток в постоянный, можно восстановить заряд аккумуляторной батареи. Для того чтобы не повредить АКБ, необходимо учитывать такие ее характеристики, как предельно допустимый ток и напряжение.
Будьте внимательны, подключая зарядное устройство к автомобильному аккумулятору. Сначала присоедините плюс (красный контакт) к плюсовой клемме батареи, а после – минус (черный контакт) к минусовой клемме.
Существуют два способа зарядки автомобильного аккумулятора зарядным устройством: постоянным током или постоянным напряжением.
Первый вариант выбирают за его почти 100% эффективность и безвредность для батареи. Однако при этом необходимо контролировать работу ЗУ и состояние АКБ на протяжении всей зарядки, длящейся 10-12 часов.
Второй вариант популярен благодаря своей простоте. Процесс может длиться около суток и быть не таким эффективным, но зато за ним почти не требуется следить.
Зарядка постоянным током
- По возможности ограничьте напряжение, выдаваемое зарядным устройством, максимально допустимым для вашего автомобильного аккумулятора значением (в среднем 14.4 вольт).
- Установите на ЗУ силу тока зарядки в пределах 10% от номинальной емкости батареи (обычно значение находится в диапазоне 7-10 А). Учтите, что для более щадящей зарядки лучше выбирать меньший ток, хотя это и увеличит время подзарядки.
- Отслеживайте рост напряжения аккумулятора, и когда оно достигнет предельно допустимой величины, вдвое убавьте ток зарядки. При этом напряжение также уменьшится.
- Дождитесь повторного увеличения напряжения до предельного значения, после чего продолжите зарядку АКБ на минимальном токе 0.25-0.5 ампер в течение 1-2 часов. Убедитесь, что напряжение при этом не изменяется.
- Отключите ЗУ от розетки, затем от аккумулятора (сначала «минус», потом «плюс»).
- После того, как батарея остынет, проверьте результат зарядки с помощью мультиметра или ареометра. При необходимости продолжите заряжать АКБ минимальным током (до 0.5 А) еще некоторое время. Учтите, что в среднем полный цикл зарядки длится 10-12 часов.
- На протяжении всего процесса подзарядки важно не допускать перегрева и кипения электролита, сопровождающегося появлением пузырьков или булькающих звуков. При проявлении подобных признаков следует сразу понизить силу тока.
Зарядка постоянным напряжением
- Отрегулируйте на ЗУ ограничение силы тока не более 25 ампер.
- Установите напряжение зарядки, соответствующее максимально допустимому для вашей АКБ (обычно около 14.8 вольт). При этом вы заметите резкое увеличение силы тока, а затем ее быстрое снижение.
- В процессе восстановления заряда аккумулятора ток будет постепенно уменьшаться. Когда его значение достигнет 0.25-0.5 А, зарядку можно будет завершить.
- При отключении ЗУ соблюдайте правила безопасности: сначала отсоедините прибор от сети, затем снимите контакт с плюсовой клеммы, а после – с минусовой.
- По завершении зарядки дайте аккумулятору остыть, затем произведите замеры напряжения или плотности электролита. Если заряд батареи восстановился менее чем на 80-90%, снова подключите ее к зарядному устройству, и оставьте заряжаться, пока сила тока не уменьшится на 0.1-0.2 ампер.
- Учтите, что, в общем, на накопление необходимого заряда может потребоваться 24 часа или больше. Не забывайте периодически проверять состояние аккумулятора. При слишком сильном нагреве или закипании электролита отключите зарядное устройство и продолжайте зарядку только после остывания батареи.
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе автомобиля
В норме напряжение на полностью заряженном аккумуляторе автомобиля должно быть около 12.5-12.7 вольт. Меньшие показатели указывают на недостаточное восстановление заряда и необходимость продолжить зарядку.
Использование автомобильного аккумулятора с напряжением ниже нормы неэффективно, поскольку это затрудняет запуск двигателя автомобиля и ведет к повышению нагрузки на генератор.
Проверить плотность электролита в аккумуляторе
Чтобы убедиться в том, что АКБ зарядилась достаточно, можно прибегнуть к проверке плотности электролита. Если плотность недостаточная, процесс зарядки нужно продолжить. Для проведения замеров вам потребуется ареометр или денсиметр – небольшой прибор со стеклянным корпусом и помещенными в него поплавками.
Рекомендуемые показатели плотности электролита в полностью заряженном аккумуляторе зависят от региона и температуры окружающей среды. Так, оптимальным значением при 25°С будет:
- в центральной части России – 1.25-1.27 г/см3,
- в северных областях – 1.27-1.29 г/см3,
- на Крайнем Севере – 1.29-1.31 г/см3,
- в южных широтах – 1.23-1.25 г/см3.
Помните, что слишком высокая плотность электролита приводит к перегреву аккумулятора во время зарядки, а также к коррозии свинцовых пластин и сульфанации (оседанию кристаллов диоксида свинца). А низкий уровень плотности снижает эффективность аккумуляторной батареи и может привести к ее быстрой разрядке или замерзанию.
Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор
Время восстановления заряда АКБ зависит от ее разряженности, характеристик зарядного устройства и того, каким способом вы будете заряжать аккумулятор. Полный цикл может занимать 10-12 часов (при зарядке постоянным током) или более суток (при зарядке постоянным напряжением). Чтобы избежать перезарядки и повреждения батареи, после полного восстановления заряда рекомендуется сразу отключать зарядное устройство.
Как открыть машину, если сел аккумулятор и не работают замки
Если аккумулятор разрядился, и замки не работают, попробуйте воспользоваться физическим ключом для открытия двери. В случае отсутствия ключа, лучше обратиться к специалисту или вызвать службу автопомощи.
Какой аккумулятор лучше купить на автомобиль
При выборе нового аккумулятора для автомобиля обращайте внимание на его напряжение, емкость, пусковой ток, тип, размер и расположение клемм. Рекомендации производителя автомобиля помогут вам определиться с оптимальными параметрами.
Как правило, легковым авто требуются 12-ти вольтовые АКБ, а грузовым – 24-х вольтовые.
Величину рекомендуемой емкости батареи (количество А/ч) лучше не превышать более чем на 10%. Тогда как значение пускового (стартерного) тока аккумулятора стоит выбирать не ниже указанного в рекомендациях.
Чтобы не возникло проблем при подключении аккумулятора, следует учесть с какой стороны должна располагаться плюсовая и минусовая клемма. У устройств с «прямой» полярностью (обозначается символами «1» или «L») положительный контакт расположен слева, а у «обратных» («0» или «R») – справа. Кроме того, существуют батареи с боковым выводом клемм.
Учтите, что диаметр контактов тоже может отличаться. Для АКБ с «обратной» полярностью характерны d «плюсовой»/ «минусовой» клеммы - 19.5 / 17.9 мм, а в случае «прямой» полярности 12.7 / 11.1 мм. Обратите внимание и на то, насколько они заглублены.
- Например, если перед продажей авто, необходимо оснастить его недорогой батареей, можно купить бюджетную обслуживаемую свинцово-кислотную АКБ с жидким электролитом.
- Для редких поездок на далеко не новой машине вполне подойдет малообслуживаемый аккумулятор или более дорогой гибридный вариант.
- Как правило, на автомобили нового поколения рекомендуется устанавливать аккумуляторные батареи необслуживаемого типа.
- А для авто с технологией start-stop оптимальным решением будет приобретение аккумулятора EFB или AGM типа.
Чтобы выбрать оптимальный тип аккумулятора, отталкивайтесь от того, для какого автомобиля он приобретается, в каком режиме будет эксплуатироваться, и каким бюджетом вы располагаете.
Заключение
Автомобильный аккумулятор – это технологичное устройство, накапливающее и отдающее энергию. Аккумуляторная батарея обеспечивает запуск двигателя авто и питает его электрическую систему. Усовершенствованные устройства EFB типа более стойкие к циклам заряда-разряда. Выбор АКБ должен основываться на типе автомобиля и условиях его эксплуатации, а также соответствовать требованиям производителя авто.
Чтобы открыть машину с неработающей батареей, потребуется физический ключ или помощь специалиста, поэтому необходимо периодически проверять уровень заряда амперметром. Перед зарядкой следует серьезно отнестись к выбору помещения и мерам безопасности, тщательно подготовить аккумулятор, очистив его от грязи и окислов, открыть отверстия для стравливания паров, и долить при необходимости дистиллированную воду. Помните, необходимо снимать сначала минусовую клемму, а после – плюсовую.